Рубеж XIII века послужил разделению периода на романское, готическое Средневековье. Их названия формировались по архитектурным признакам. Изменения коснулись и художественной культуры. Среди параллельно сосуществовавших четырех музыкальных потоков отмечают подлинный расцвет вокальной, поэтической лирики в творчестве бродячих артистов, и талантливых слуг господ-феодалов.
Значение слова «менестрель»
Слово менестрель, появившееся в XII веке, — это слуга у сеньоров, который не обязательно должен был быть музыкантом, певцом, поэтом. Такая структурная единица языка имеет латинское происхождение от слова «ministerialis». Французская интерпретация «menestrel» превращает его в нарицательное имя для поэтов-музыкантов мужского и женского пола, зарабатывавших на жизнь пением и игрой на различных инструментах без нотной грамоты. Этим история объясняет отсутствие культурного наследия талантливых людей из Средневековья. Во Франции служителям короля также присваивали такое имя. Придворные певцы воспевали и прославляли в песнях подвиги своих господ.
В Англии, при ответе на вопрос, что такое средневековой менестрель, используются слова: «minstrel», музыкант, профессиональный певец, поэт-композитор, который руководствовался идеями творческого служения синьору и сопровождал его в походах. Спустя годы, в XIV — XVIII веках, «menestrel» стали применять к народным музыкантам, которые сочиняли песни и дарили их людям на ярмарках, во время путешествий по городам, сельской местности.
О чем же пели менестрели?
Странствующие певцы-поэты или музыканты, находившееся на службе у господ-феодалов исполняли песни собственного сочинения, одновременно аккомпанируя себе на музыкальном инструменте. Из информации о менестрелях и о том, кто это, можно узнать тематики их произведений. К ним относятся:
- благородные чувства рыцарей к дамам своих сердец;
- подвиги храбрых воинов;
- любовь и предательство;
- мудрость королей;
- мирная жизнь обитателей сельской местности, включая пастухов и пастушек.
Сочетание песен и музыкального сопровождения с использованием виолы, волынки, домры, лютни, псалтериона, других смычковых, духовых, ударных, щипковых средневековых музыкальных инструментов всегда привлекали внимание окружающих людей.
Средневековые менестрели
Средневековье занимает продолжительный отрезок времени и состоит из разных периодов. Каждый из них повлиял на значение слова менестрель, и по-разному объясняет, что это. В словаре представлен многозначный термин для поэтов — музыкантов из европейской истории разных вех. В действительности такое название применяли к людям, принадлежавших к низшему сословию. Они находились на службе у господ, синьоров, феодалов и, выполняя разные обязанности, могли быть потешниками, придворными поэтами, создателями красивой музыки.
Поздние и современные менестрели
В XIV столетии слово «ministerialis» приобретает новый смысл. Так начинают называть светских, профессиональных музыкантов, представляющих историю музыкального, а не литературного быта. В произведениях романтической литературы XVI столетия их представляют, как поэтов-певцов. Вторая половина ХХ века стала временем зарождения современных менестрелей. Такое имя получили исполнители авторских песен, независимо от степени и уровня своего профессионализма.
Их музыкальные произведения позволяют провести знакомство со средневековой историей европейских регионов, орденом тамплиеров, царствующими особами того периода. А любимой темой остается вера в прекрасное, сильное, чистое чувство, называемом любовью, и посвящение строк создателям авторских песен из давно ушедших времен.