Движение фуэте — это виртуозный элемент в исполнении балерины в классическом танце. Поддерживая высокий темп, она последовательно выполняет туры, находясь на месте. Осуществляются повороты с раскрытием рабочей ноги в сторону на 360° после завершения каждого поворота. Нижняя конечность поднимается на 45 — 90° от уровня пола во время вращения.
Определение термина
Термин фуэте имеет в русском языке несколько толкований, приведённых в разных словарях:
- Энциклопедический: несколько движений танцовщика, внешне схожих с ударом хлыстом, периодически распрямляющегося, крутящегося.
- Ожегова: несколько па с махом ногой, способствующим совершению поворота в балете.
- Ефремовой: Группа па с хлещущим, резким телодвижением ноги, помогающим поменять направление или выполнить вращение, не теряя равновесия.
Несмотря на широкое распространение в балете, данный термин имеет другие значения:
- гимнастическое упражнение;
- акробатический китайский балет;
- французский бокс.
Техника исполнения
Техника выполнения фуэте — это совокупность поз и телодвижений, выполняемых в соответствии с установленными правилами и традициями конкретной школы балета. Начинать его надо с préparation, находясь в четвёртой позиции. Именно из неё делают двойной пируэт, но завершив его, не ставят ногу на поверхность, а производят открывание в бок, принимая промежуточную позу, получившую название à la seconde. Получить импульс для очередного толчка помогает приседание, выполняемое на одной ноге, за которым следует разворот вокруг собственной оси.
Техника исполнения будет идеальной, если учитывать ряд ключевых особенностей:
- надо в начале разворота согнуть рабочую ногу и подвести её к опорной, чтобы носок соприкасался с коленом;
- толчковая нижняя конечность поднимается на пуанты;
- petit battement делают нижней частью стопы, не подключая бёдра.
Руки нужны взятия форса, раскрываясь, они впоследствии опять собираются и удерживаются 1-ой позиции. Балетмейстеры рекомендуют опытным балеринам одну из рук переводить в третью позицию, поочерёдно закрывая и раскрывая веер. Форс, в таком случае, берётся только одной из рук, а второй удерживается пачка.
История появления
Первыми выполнять такие па начали итальянские балерины, например, Эмма Бессон, стала первой, кто выполнила 14 движений под ряд во время представления в России в Мариинском театре в 1887 г. Побить её рекорд удалось Пьерине Леньяни, танцевавшей в балете «Золушка» в 1893 году. Повторить своё же достижение на сцене балерине удалось в 1895 г. в «Лебедином озере».
Интересные факты
Есть несколько мифов, связанных с исполнением фуэте – это распространённые легенды, многие из которых печатались в прессе и были озвучены авторитетными личностями. Например, в журнале «Вестник», публиковалось интервью Эйфмана, заверявшего, что такие звёзды, как Плисецкая, Уланова не делали это па, танцуя «Лебединое озеро», так как это доверялось более техничным исполнительницам.
Некоторые танцовщицы, в частности Головкина, уверяли, что проделывали до ста па на тренировки, не двигаясь с места. Такую историю рассказывала её ученица Степаненко, уверявшая, что об этом даже писали в газетах. Лепешинская делилась собственным тренировочным опытом, заключавшимся в очерчивании вокруг себя круга мелом, удерживаемым ногой во время исполнения фуэте.
Терминология позволяет использовать это слово в нескольких значениях, но традиционно оно связано с балетом, где используется с конца XIX века. Однако параллельно его применяли во французском национальном единоборстве и некоторых видах спорта.