Что означает синопсис? Чем синопсис отличается от аннотации

Синопсис — это укороченное, сокращённое изложение сюжета всего литературного произведения, сценария, книги. При этом пересказываются лишь значимые, ключевые события и переживания главных героев, помогающие понять сущность того, что хотел донести до читателей автор. Синопсис не должен содержать интриги, как, например, аннотация.

Что означает синопсис?

Краткий экскурс в историю понятия

Современное слово «синопсис» происходит от древнегреческого «σύνοψις», которое обозначает «обозрение» или «обзор». При этом первая часть слова («σύν», «σύμ» либо «ξύν») переводится с того же языка, как «вместе», «с», «совместно». Вторая часть слова древнегреческого происхождения («ὅψις») расшифровывается на современный русский, как «взгляд», «зрение», «вид» либо «зрелище». В прародителе индоевропейских языков также было похожее понятие. Оно в написании выглядело, как «okw», и переводилось: «глаз». Также есть вероятность провести параллели с латиницей.

Для кого нужен синопсис книги

Синопсис книги прежде всего необходим редактору, лицу ответственному за издание каждого нового литературного произведения.

В силу большой загруженности штатного персонала издательства (редакционная коллегия, художники, дизайнеры, маркетологи, директора отделов организации по изданию книг) ему приходится рассматривать множество заявок на издание той или иной книги от всех авторов, которые присылают свои работы для оценки. Получается, для чтения большого произведения требуется много времени, поэтому уделяется внимание именно синопсису, как своеобразному рекомендательному письму к написанной книжке.

Чем синопсис отличается от аннотации

Отличие синопсиса от аннотации огромно. В первую очередь разница наблюдается в адресате, для которого составляется описание. Синопсис пишут для редактора издательства, чтобы он мог принять решение о печати книги. Аннотация описывает лишь некоторые события, завязку, и предназначается для читателей, которые хотят понять, будет ли произведение им интересно.

В характере описываемой в аннотациях и синопсисах информации кроется второе кардинальное различие: в синопсисе описание развязки является обязательным элементом, а в аннотации ни в коем случае нельзя раскрывать суть финальных сцен.

Синопсис сценария

Синопсис сценария для кинофильма

Синопсис сценария для кинофильма — это краткий письменный пересказ сюжета фильма, включающий все основные части кинокартины. В синопсисе к фильму (как и в любом другом виде обзора) ёмко описываются:

  • экспозиция (ознакомительная часть, позволяющая читающему примерно представить мир, в котором будут происходить дальнейшие события, и главных героев);
  • завязка (изменения обычного хода событий, из-за которых происходит поворот сюжетной линии, обычно происходящих на пятнадцатой-двадцатой минуте полнометражного кинофильма);
  • перипетия (трудности, неожиданно возникающие на пути героя);
  • кульминация (описание самого эмоционально напряжённого, самого значимого отрезка фильма);
  • развязка (окончание, финишный аккорд, который может совпадать с кульминацией).

Обычно синопсис для кинофильма занимает одну страницу печатного текста, реже — две-три.

Чего лучше не делать при написании синопсиса

Значение русского слова синопсис предполагает именно полное и в то же время краткое описание сути, смысла и духовной подоплёки происходящих событий. Исходя из этого можно дать несколько рекомендаций, которые покажут, чего не стоит делать при написании романа или любого другого литературного произведения.

Составление синопсиса

При составлении синопсиса нельзя:

  • слишком подробно описывать характер и другие особенности персонажей, обстановки;
  • углубляться в ненужные для главной нити сюжета подробности;
  • писать не в настоящем времени (про события прошедших дней либо про будущее);
  • перечислять по именам второстепенных героев;
  • отвлекаться на описание второстепенных линий сюжета, которые не содержат судьбоносных для всего изложения событий;
  • быть многословным;
  • делать скучный пересказ событий (лучше ёмко и кратко давать читателю факты, относящиеся к завязке и развязке истории);
  • подробно описывать время, в которое происходят те или иные события;
  • включать в описание диалоги;
  • сохранять интригу (именно то, чем заканчивается вся цепь событий, является одной из основных неотъемлемых частей синопсиса);
  • составлять сухое изложение событий, не вызывающий эмоционального сопереживания читателя;
  • делать выбор в пользу изящества оборотов и лиричности описания;
  • писать от первого лица (даже в случае, когда книга составлена именно так);
  • расписывать всю глубину психологического портрета персонажей;
  • указывать множество точных имён (достаточно просто упомянуть, что главный герой — это талантливый пианист, строгий учитель или дряхлый старик);
  • анализировать и подробно растолковывать сюжет;
  • уводить внимание читателя от главной проблемы, поднимаемой произведением;
  • называть главных героев несколькими именами (например, если главного героя изначально представили, как сумасшедшего фанатика, не обязательно после этого упоминать, что его зовут Александр Васильевич);
  • описывать эмоции и ощущения действующих лиц, если это не является одним из главных событий сюжетной линии;
  • задавать риторические вопросы;
  • упоминать о второстепенных, не основных сюжетных линиях, писать о мелких незначительных подробностях сюжета;
  • включать в описание много цитат из самого произведения (исключение составляют краткие, ёмкие мини-цитаты, которые дают представление о герое или его душевном состоянии).

Важно! Чем короче требуется синопсис, тем меньше подробностей стоит упоминать и тем более значимым должно быть каждое предложение.

Как должен выглядеть синопсис?

Как же должен выглядеть синопсис и что это такое с практической стороны?

Синопсис

Вопросы, на которые нужно ответить в синопсисе

Автор при написании синопсиса для своей книги или киносценария должен постараться дать ответы на такие вопросы:

  1. Кто такой главный герой?
  2. Какова цель или проблема героя повествования?
  3. Что мешает достижению начальной цели или решению проблемы?
  4. Что сподвигло главного персонажа действовать (бездействовать)?
  5. Кто или что противостоит герою?
  6. Каким был главный герой в начале и как он изменился в конце?

Как писать синопсис книги

Характеристика персонажа

Продюсер или редактор для того и требует написание синопсиса, чтобы поверхностно представить себе, кто такой главный герой и остальные лица повествования (фильма). Именно по этой причине не стоит вдаваться в подробности при описании характерных черт действующих персонажей обзора (синопсиса). Следует остановиться на перечислении лишь самых важных, ярких черт персонажей, а лучше выбрать вообще одну, основополагающую характеристику для каждого из них.

Герои в синопсисе

Герои в синопсисе

Героев в рассказе (романе, повести и т.д.) может быть несколько. При написании синопсиса не нужно перечислять всех. В краткое описание должны попасть лишь самые главные, определяющие сюжет лица. При этом не стоит описывать их имена, должности, черты характера. Нужно выбрать определяющую характерную черту для каждого из них. Например, мажор, военный, злодей, ярый вояка…

Второстепенные линии сюжета

В идеальном синопсисе должна выделяться лишь одна линия сюжета — главная.

Но так как бывает трудно вычленить её от остальных, чуть менее значимых, но влияющих на всю историю событий, можно также добавить немного информации о пересекающихся с основной сюжетных линиях. Для этого используют такие обороты: «тем временем», «в это время» и т.д.

Имена собственные

Как писать синопсис

По имени в синопсисе не стоит упоминать второстепенных персонажей. В некоторых случаях даже можно не называть главного героя, отдавая предпочтение какому-нибудь характеризующему его названию. Тогда читатель получит более полное представление о сущности героя, не загружая мозг лишней информацией. В случае, когда нужно написать длинный синопсис (на десять-пятнадцать страниц), можно добавить больше деталей, поэтому допускается упоминание до пяти имён разных персонажей.

Время действия

Так как упоминание о прошлом и повествование о будущем являются табу для синопсиса, речь в таком описании должна идти только в настоящем времени.

Сюжетные линии

Самое важное в хорошем синопсисе — чётко обозначить главные сюжетные линии, не отвлекаясь на так называемые ответвления сюжета. В некоторых случаях допустимо небольшое его искажение, если иначе кратко описать события не удаётся.

Как написать синопсис

Краткий образец синопсиса

Действие разворачивается в Москве в наши дни. Молодой писатель спасает девушку от посягательств на её честь, прогнав хулиганов. Коротая свои дни в травматологической больнице, главный герой начинает писать книгу про события своей жизни.

Неожиданно к нашему герою в палату вламываются странного вида пришельцы с серебряной кожей. Они пытаются выяснить, где находится девушка, но отважный писатель боится навлечь на неё беду, поэтому врет, что не имеет таких данных.

После того, как жуткие пришельцы удаляются восвояси, в больницу к писателю приходит спасённая и благодарит его за то, что не выдал. Оказывается, у неё недавно открылся дар предвидения, благодаря которому она может заглядывать в будущее. Именно поэтому её разыскивает внеземной разум.

Внезапно девушка подскакивает, как ошпаренная, показывая глазами на окно больницы. Главный герой недолго думая хватает её и выпрыгивает из окна второго этажа. И не зря — в эту же секунду в палату вламывается пришелец с плазменным бластером и полностью испепеляет кровать, на которой только что сидела парочка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Означает.ру
Добавить комментарий

20 − шестнадцать =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: